ПЯТЬ САМЫХ ВАЖНЫХ ЛЕТ ХИП ХОП ИСТОРИИ (1973-1977).
Женщина в Хип Хопе более важна нежели мужчина. Это правда так.
Хип Хоп начался с женщины которую зовут Синди. Никогда, никогда не забывайте этого имени. Когда бы вы ни говорили о Хип Хопе , первая женщина в этой Культуре – Синди Кэмпбелл. Она живёт на 1520 Седгвик Авеню в Бронксе. Однажды приближался её день рождения. И она сказала своему младшему брату: “почему бы тебе не поиграть музыку на вечеринке моего дня рождения?!”
Её младший брат, парень которого зовут Кул Диджей Херк, закончил рисовать граффити, так как изначально он был Граффити Райтером. Потом он стал бибоем, а затем сестра попросила его: “можешь поиграть музыку на моей вечеринке?” Он ответил: “хорошо!” И на этой вечеринке в общественном центре отдыха жилого дома по адресу 1520 Сегдвик Авеню в Бронксе 11-го августа 1973 года он начал играть Джеймса Брауна. И он играл только брейксы.
Кул Херк родом с Ямайки. В 1967 он вместе с родителями переехал в Нью Йорк. Его отец был механиком, его мама медсестрой. С одной стороны – здоровье, с другой – технологии. Он привёз ямайские танцевальные традиции - уличные вечеринки в парках с огромными колонками и тремя, четырьмя или пятью вертушками. На самом деле на Ямайке обычно было достаточно одной, но некоторые звуковые системы использовали и по четыре вертушки сразу. Таким образом, звук выводился на каждую вертушку отдельно. Включая одну, звук уводился на другой.
Ямайский диджей пишется так: deejay. А так пишется обычный диджей – dj (disc jokey), настоящий диск жокей, который просто проигрывал записи. Он включал песню и только в начале говорил пару слов об этой композиции и затем, трек продолжал играть. В конце записи диск жокей (dj) возвращался в эфир и опять же говорил пару слов о данной песне.
Но Кул Херк пришел из deejay традиции, в которой ты не просто ставишь запись, а ставишь её и играешь с ней. Пока запись играет, ты играешь с записью, манипулируешь тем, как запись представляет себя публике. Ямайский диджей не был просто диск жокеем, он так же был и эмси. В начале диджей и эмси – это было одно понятие. Не было отдельно эмси и отдельно диджея – это был диджей (deejay). И у диджея был микрофон и вертушки. Он зачитывал в майк небольшие зарифмовки, представляющие его самого. А Кул Херк миксовал такие зарифмовки вместе с брейксами Джеймса Брауна. Когда брейкс заканчивался Кул Херк поднимал иглу и перебрасывал её на начало брейкса. И это могло продолжаться часами, часами и часами. Потом так делал уже не только Кул Херк.
Стоит упомянуть первую женщину эмси, а так же вероятно она является и первым эмси вообще. Её имя Pably Poo. Никогда не забывайте это имя. Она была с Кулом Херком тогда, в 1973.
Итак, Кул Херк приехал с Ямайки в 1967 и привез с собой понятие ямайского диджея с такими терминами как: pull up, weel up, come down selecta. Все эти понятия Кул Херк привез с собой в Нью Йорк, в Бронкс. На той первой вечеринке люди всё это увидели , огромная звуковая система была взрывной. Он играл все различные брейксы Джеймса Брауна.
11 августа 1973 года, эта вечеринка была такой успешной, что управление жилого дома попросило Кула Херка играть в общественном центре каждую неделю бесплатно. Но Кул Херк не работает бесплатно, и вход на его вечеринку стоил 25 центов. Правда многие не могли себе позволить и этого. Ведь Хип Хоп зарождался при угрозе бедности.
Кул Херк проделал такую великолепную работу в этот вечер, что теперь он играет там, в общественном центре постоянно. Но общественный центр слишком маленький, может быть лишь на 100 человек, максимум на 110 человек. Важно помнить: Хип Хоп начался с очень маленького движения среди очень , очень, очень бедных людей. Вечеринкам в общественном центре было очень тесно, и Кул Херк хотел перенести их на улицу в парк.
Теперь перенесемся в 1974 год, когда одному из лидеров банды, которых в это время было много в Нью Йорке, попала в руки реклама об общегородском конкурсе. Он был членом банды Black Spades – крупнейшей и опаснейшей банды. И он принимает решение участвовать в этом конкурсе, который устраивался организацией UNICEF. Тот, кто выигрывает конкурс , получает поездку в Африку – таковы правила. И этот лидер банды принял участие в этом тесте. Он написал обширное эссе об Африке, выиграл конкурс и полетел в Африку. Там он встретил вождя Зулу, который сказал ему: “то, чем вы занимаетесь в Америке и называете бандами, здесь мы называем племенами. И именно из-за племенных воин Африка была колонизирована европейцами. И все вы афроамериканцы просто играете в эти соревнования типа: мой район, твой район”.
Затем этот лидер банды Black Spades вернулся в Америку и взял себе имя Африка Бамбата. Он вернулся с новым сознанием. Африка Бамбата обратился ко всем бандам Нью Йорка: “в Нью Йорке больше не будет банд. Это всё теперь Zulu Nation, и отныне всё, что происходит на улицах Нью Йорка – это Zulu Nation”. Все члены банд сказали: “хорошо, больше никаких банд”. Таким образом с 1974 по середину `90-х в Нью Йорке не было ни одной банды! До тех пор пока деятельность банд вновь не возродилась на западном побережье.
Все банды, следуя наставлению Африки Бамбаты, оставили оружие и криминал и занялись тем, что называется самоосознание.
Вернёмся к Кулу Херку. Его диджейские нововведения с перебрасыванием иглы сделали его вечеринки и его имя известными не только в Нью Йорке, но и по всей стране. Все знали Кула Херка. Херк был величайшим диджеем, величаешим бибоем, величайшим граффити райтером и величайшим эмси. Это то, откуда пришли четыре элемента. Они начались с Кула Херка.
Эти четыре элемента (breaking, deejaying, graffiti art, emceeng) поднял Африка Бамбата, и сказал: ”теперь эти элементы будут подкреплены четырьмя другими элементами – Peace, Love, Unity, Havin Fun”. Это было задокументировано в 1981 году, когда Африка Бамбата записал пластинку с Джеймсом Брауном. В действительности, Джеймс Браун один - из отцов Хип Хопа, он записал трек “Peace, Unity, Lovin and Havin Fun” с ещё одним отцом Хип Хопа Африкой Бамбатой что бы утвердить принципы Хип Хопа. Что мы имеем как культура? Peace, Love, Unity and Joy. Африка Бамбата установил это в 1974.
В 1973, в августе 11-го Кул Херк представил Хип Хоп миру. Африка Бамбата в 1974, вернувшись из Африки убрал все банды и установил Хип Хоп Культуру, и все в Нью Йорке согласились. В этом и заключается гений Африки Бамбаты: ты можешь говорить что угодно, но когда общество соглашается, значит оно принимает твой авторитет.
Далее, в 1975 человек по имени Busy Bee Starski ранее известный как Lovebug Starski играл в клубе под названием Disco Fever. Он был великим диджеем, перебрасывал иглу и обладал хорошими навыками. Это очень значимая личность в истории Хип Хопа. Он создал термин “Хип Хоп”. В действительности это он впервые сказал: “Это Хип Хоп”. Он входил в Zulu Nation. В те времена Африка Бамбата давал лекции в кварталах о будущем того, чем мы занимаемся. Но тогда это не называлось Хип Хоп, это называлось Джэм. И в `75-ом появился термин “Хип Хоп”. Были известны такие понятия как Doo Wop, Bee Bop и теперь появился Hip Hop.
Итак в 1975 стал использоваться термин Хип Хоп, потому что эмси стали объяснять Культуру.
В 1976 году произошла революция. Её произвела ещё одна выдающаяся личность по имени Grand Master Flash. Он был известен как DJ Flash. Изначально он электрик. Не правильно называть его диджей, потому что это не то кем он является.
Раньше все кварталы Бронкса были в руинах. Стояли лишь фасады зданий, а вокруг настоящая свалка и мусор. Можно было стоять на проспекте и видеть мили руин и развалин в обоих направлениях, и не было целых зданий, все они были сгоревшие и разрушенные.
Этот молодой электрик возвращался домой с работы. Он прогуливался по Бронксу, шёл и думал о том, как усовершенствовать технику перебрасывания иглы Кула Херка. Этой технике уже следовали многие диджеи, такие как Deejay Jazzy Jay, Africa Bambaataa, Zulu Nation, Deejay Hollywood. Все они практиковали перебрасывание иглы (needle drop) обратно на брейк. Флэш думал: “как я могу сделать, чтобы музыка играла непрерывно без остановки и перебрасывания иглы”. Насколько он был гениален?! Насколько выдающаяся личность?! Он, электрик шел с работы домой и думал: “как мне усовершенствовать джэмы?”. Случайно он пнул ногой небольшой выключатель, который валялся среди мусора. Он его поднял, это был такой выключатель, как маленький рычажок. И поскольку речь идёт об электрике он использовал этот выключатель для переключения звука с одной вертушки на другую. Выключатель работал по принципу вкл/выкл, но Гранд Мастер Флэш сделал вкл/вкл. Так он придумал кроссфейдер.
Grand Master Flash не диджей, он изобретатель, инноватор. В наши дни крупные фирмы как Panasonic не выражают почтения. Сейчас зайдя в любой магазин электроники вы увидите микшер с кроссфейдером, за это должно быть выражено почтение. Ведь это было взято из Хип Хопа. Так в 1976 Гранд Мастер Флэш изобрёл кроссфэйдер.
Херк дал Хип Хоп, Бамбата организовал его, Гранд Мастер Флэш явил величайшее изобретение Хип Хопа.
Некоторые диджеи играли в клубах на Манхеттене и вход туда стоил около двух долларов, это были большие деньги. Но многие люди из гетто , даже у кого были деньги просто не проходили дресс код. На входе им говорили: “идите отсюда , идите слушайте Кула Херка, он играет для народа, там всё бесплатно”. И таким образом клубы разорялись, так как сотни и тысячи, людей отправлялись слушать Кула Херка. На его бесплатных вечеринках в парке собиралось по 10 тысяч человек.
Вернёмся к Флэшу. Гранд Мастер Флэш не был диджеем в ямайском понимании этого слова, не был диджеем с точки зрения Хип Хопа. Он просто ставил запись и всё, не используя перебрасывание иглы или ещё что-то. Но благодаря своему изобретению, он стал Хип Хоп диджеем. Благодаря своему переключателю, он стал самым быстрым диджеем. Он стал использовать cut & scratch. Он совершил революцию, теперь музыка никогда не будет останавливаться. Херк тоже использовал разные фишки. Он закручивал пластинку, использовал скрэтч (то что называется baby scratch), и публика была довольна этим. Но Гранд Мастер Флэш сказал : ”мы можем больше не использовать это, теперь музыка может играть постоянно, с одной вертушки на другую”.
Представьте что было, когда люди впервые увидели это. Когда первый раз в жизни на вечеринке они услышали закольцованный вживую брейк. Они просто не понимали, как это происходит, как это возможно.
Так Grand Master Flash представил стиль cutin & scratchin. В 1976 году произошла революция осознания возможностей диджея.
Гранд Мастер Флэш не брал микрофон, он был сконцентрирован на запилах и всё.
Далее, в 1977 году два человека по имени Keith Couboy и Melle Mel из группы Furious Five, которая в свою очередь была сборной из других груп, пересеклись с Grand Master Flash. Кстати раньше они были бибоями. Так как Флэш был увлечён запилами и не использовал микрофон, они стали рифмовать (rhyming). До этого момента никто никогда не слышал ничего подобного.
Представьте с 1973 по 1977 на вечеринках звучали лишь короткие зарифмовки или слоганы подбадривающие и объединяющие публику на танцполе и всё. И Keith Couboy был как раз таким эмси, поддерживающим движение на танцполе. Когда он услышал запилы от Флэша, в первую очередь он обратился к диджею. Ведь почему эмси вообще на сцене? Потому что диджей не может говорить. В этом причина и назначение эмси. Первое, что говорит эмси: “эй, привет, вот мой диджей”. Кто бы там ни был. И далее он рифмовал.
Keith Couboy и Melle Mel – это величайшие эмси из когда-либо существовавших. Нет и не было никого превосходившего их. Это нужно просто принять. Потому что все основные рэп стили были сформированны именно ими. Так же и все основные кричалки типа: “say hooo; throw your hands in the air” – это Keith Couboy. “Broken glass everywhere, people pissing on the stairs, you know they just don't care” – это Melle Mel. Люди впервые услышали какое-то объяснение. Эти эмси сделали это впервые. Они величайшие эмси. Рэпперы до сих пор используют их рифмы, и в действительности они даже не знают, что используют чей-то стайл.
Таковы первые годы Хип Хоп культуры. Так культура формировалась, и для нас важен каждый день истории Хип Хопа. Изучая её, приходит осознание того, что то чем мы занимаемся не один год, и то чему мы посвятили свои жизни не возникло случайно из ниоткуда. Хип Хоп был создан великими личностям, и благодаря их гениальности был распространён по всему миру.
(Подготовил KOSTO, Zulu Nation, U-born Chapter на основе лекции KRS ONE 40 years of Hip Hop history in Fresno state university)